Государственное бюджетное 
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №571 
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
192177, Санкт-Петербург, ул. Караваевская, д.10, корп.2, литер А
тел./факс: 707-28-08/707-34-53

Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Регистрация

Концепция ОЭР

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №571
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга

Концепция экспериментальной работы по теме:
«Воспитание гражданственности и толерантности школьников
средствами интеграции основного и дополнительного образования детей и молодежи»


Направление деятельности

экспериментальной площадки

Создание педагогических условий, способствующих воспитанию гражданственности и толерантности у школьников средствами интеграции основного и дополнительного образования детей и молодежи

Актуальность и новизна проблем

В современных социокультурных условиях, прежде всего связанных со смещением ценностных ориентаций россиян, кризисом семьи, деструктивным влиянием СМИ и сети Интернет, усиливающейся неоднородности общества, перед системой образования поставлена стратегическая цель формирования идентичности личности, способной и готовой своей позицией способствовать инновационному развитию государства.

В данном контексте сформулированы и первоочередные задачи системы школьного образования:

- развитие гражданской идентичности личности подрастающего человека;

- формирование социальных норм толерантности и доверия как условия диалога в современном социально-культурном пространстве;

- повышение мобильности, качества и доступности образования как ресурса роста социального статуса личности в современном обществе;

- достижение профессионального и личностного успеха, порождающего веру в себя и будущее своей страны, своего родного края;

- развитие компетентности к обновлению компетенций как ценностной целевой установке при проектировании образовательных программ разного уровня, позволяющей в условиях стремительного роста информационных потоков и темпа социальных изменений представителям подрастающего поколения справляться с различными проблемами.

В условиях многонационального мегаполиса необходимым условием его нормального развития является формирование толерантных этнокультурных и этноконфессиональных установок у всего населения – как петербуржцев, так и приезжих, воспитание в обществе уважения к другим культурам, религиям и традициям в качестве одной из важнейших черт социального поведения.

За 300 лет совместного проживания в городе сложились традиции добрых взаимоотношений людей разных национальностей и вероисповеданий, уважения, мира и согласия. Представители многих проживающих в городе национальностей объединены в различные национально-культурные организации (региональные национально-культурные автономии, землячества, общества, союзы и т. д.). В Санкт-Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано более 300 национальных общественных организаций.

В Санкт-Петербурге 12 национально-культурных автономий (азербайджанская, армянская, башкирская, белорусская, еврейская, корейская, латышская, литовская, татарская, украинская, финнов-инкери, чувашская).

В городе функционируют храмы всех основных конфессий – православные, католические, лютеранские, армянская и грузинская церкви, мусульманская мечеть, синагога, буддийский дацан.

Наиболее крупные национально-культурные объединения Санкт-Петербурга: абхазские, афганские, бурятские, грузинские, греческие, ингушские, казахские, китайские, осетинские, польские, туркменские, таджикские, чеченские. Имеется ряд межнациональных организаций - Региональная Ассоциация национально-культурных общественных объединений Санкт-Петербурга «Лига Наций», Региональная общественная организация «Санкт-Петербургский Дом национальных культур», региональное общественное движение «Мирный город». Издается национальная пресса, действует союз писателей «Многонациональный Санкт-Петербург», который ставит целью своей деятельности развитие родных языков, культуры и литературы разных народов.

В этих условиях особую актуальность приобретает тема гражданственности и толерантности школьников средствами интеграции основного и дополнительного образования детей и молодежи.

В центре экспериментальной деятельности школы по указанной проблеме оказываются обучающийся и учитель.

Экспериментальная деятельность школы становится необходимым условием развития методологической культуры учителя, вовлеченного в процесс реализации основных идей программы развития школы. В качестве компонентов этого уровня культуры ведущее место занимают:

- педагогическое целеполагание, т.е. умение ставить цели своей педагогической деятельности в контексте целей и задач образовательного учреждения;

- педагогическое проектирование, т.е. умение создавать проект своей деятельности (тематические, проблемные, предметные, межпредметные, общешкольные и т.д. проекты);

- трансляция педагогического опыта, т.е. умение раскрыть особенности своего педагогического опыта, показать его достоинства, результативность;

- методическая рефлексия, т.е. самооценка педагогической деятельности).

Таким образом, проблема, определенная в теме экспериментальной работы школы является актуальной и требующей своевременного решения.

Объект исследования

Образовательное пространство ГБОУ школы №571 с углубленным изучением английского языка Невского района Санкт-Петербурга.

Предмет исследования

Воспитательный потенциал интеграции основного базового образования и дополнительного образования детей.


Концепция исследования (основные теоретические идеи,

составляющие основу исследования)

В основе концепции опытно-экспериментальной деятельности лежит основополагающая идея о том, что школьный возраст является наиболее ответственным этапом в формировании гражданственности и толерантного поведения. Акцент переносится на воспитание у обучающихся гражданственности и толерантного поведения, обусловленных особенностями социокультурного пространства Санкт-Петербурга.

Гражданственность и патриотизм включают в себя такие основополагающие составляющие, как любовь к своей малой Родине, гордость за ее прошлое, настоящее и будущее, готовность отстаивать и защищать интересы Отечества, уважение к другим народам и культурам, что, в конечном счете, формирует навыки толерантного поведения. Наступившему кризису духовных (гуманистических) ценностей может быть противопоставлены только ценностно-смысловые ориентиры, связанные с духовно-нравственным воспитанием подрастающего поколения. Только возрождение традиционных основ жизни каждого конкретного народа вне зависимости от места его проживания может дать шанс на победу в борьбе с ксенофобией и экстремистскими проявлениями.

Система ценностных ориентиров может быть реализована в единстве основного и дополнительного образования.

В рамках экспериментальной деятельности планируется решение задач, направленных на формирование основ толерантного сознания и поведения, внедрения в социальную практику норм толерантного поведения, определяющих устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп в различных ситуациях социальной напряженности как основы гражданского согласия.

Важным моментом в контексте обозначенных задач является задача обучения учащихся межкультурному и межконфессиональному диалогу, а также реализация комплекса мероприятий, способствующих развитию кросс-культурной грамотности.

Содержание опытно-экспериментальной работы ориентирует на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися культурных ценностей, традиций, обычаев народов, включенных в общемировую систему, которая проявляется на локальном уровне - в конкретном городе, доме, где живут дети, в школе, которую они посещают.

Интеграция основного и дополнительного образования ориентирует на разработку школьных социальных проектов, направленных на достижение межнационального согласия и мира, на повышение общей культуры межнационального общения.

В процессе работы в рамках экспериментальной деятельности учителям предоставляется возможность уделить большое внимание эмоциональному опыту ребенка, его интуиции, фантазии, выдумке, дивергентному мышлению, что способствует становлению личностной, эмоциональной, социальной зрелости учащихся основной школы.

Кроме указанных выше ожидаемых результатов в рамках экспериментальной работы следует отметить еще один - развитие коммуникативных навыков у детей (способность к диалоговому взаимодействию, бесконфликтному компромиссному принятию решений на основе гуманистических принципов: толерантности, уважения по отношению к представителям других взглядов, национальностей и т.д.).

При реализации программы опытно-экспериментальной работы следует учесть ряд основополагающих моментов.

1. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру. Задача педагога в том, чтобы изучить особенности поведения школьника и оказать ему необходимую педагогическую поддержку.

2. Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к ученикам с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–оценки должны способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть «кнутом» в руках педагога;

– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Демократизация воспитательного процесса предполагает:

учёт интересов всех участников воспитания;

– поощрение и поддержку самодеятельности и самоуправления;

– формирование паритетных отношений вместо административно-командных;

– принятие педагогическим сообществом норм и правил, которые должны осознанно и неукоснительно выполняться;

– готовность педагогов и администрации к равноправному партнёрству со всеми участниками педагогического процесса;

– готовность к защите интересов меньшинства, способность к переговорам,

– переход от субъект-объектных отношений к субъект-объект-субъектным.

Одним из отличительных моментов экспериментальной работы школы является ее специфика - школа с углубленным изучением английского языка.

Английский язык как язык международного общения предполагает включение разнообразной тематики для диалога с миром: культура, искусство, литература, образование, наука, политика, глобальные проблемы человечества, среди которых значительной место занимают проблемы состояния и охраны окружающей среды, соблюдения прав человека, преодоления локальных и региональных конфликтов и войн, защиты человека от болезней века и нищеты (т.е. все современные вопросы, касающиеся выживания человека и планеты).

Воспитательный потенциал учебных предметов реализуется в системе педагогического целеполагания на уровне школы, методических объединений, учебных программ и конкретных уроков.

Проиллюстрируем это на примере программы открытых уроков одного из семинаров. (Приложение 1. Программа семинара «Достижение метапредметных результатов при формировании иноязычной коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка».)

Большое значение в школе придается воспитательной системе, цель которой создание оптимальных условий для формирования социально зрелой личности, ориентированной на гуманистические ценности при выборе решений, готовой к самореализации в различных сферах жизнедеятельности в условиях постоянно меняющегося мира.

Задачи воспитательной системы:

- достижение ценностно-смыслового единства участников воспитательно-образовательного процесса как условия формирования целостной личности;

- создание условий для максимального раскрытия индивидуальных возможностей каждого ученика;

- реализация воспитательного потенциала учебных программ через определение ценностно-смысловых ориентиров в содержании обучения;

- развитие у учащихся коммуникативной культуры, которая проявляется в способности к конструктивному диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности и ненасилии;

- создание условий для успешной самореализации и самоактуализации учащихся в различных сферах жизнедеятельности (образование, досуг, подготовка к профессии, к семейной жизни).

Воспитательная система школы отражает интеграцию основного и дополнительного образования, классной и внеклассной работы. (Приложение 2. Комплексный план воспитательной работы школы на 2013 – 2014 учебный год.)

Постановка цели (что будет достигнуто)

Будут разработаны организационно-педагогические условия воспитания гражданственности и толерантности школьников в образовательном пространстве школы на основе интеграции основного и дополнительного образования детей.

Выдвижение гипотезы

(что предполагается сделать, чтобы получить результат)

Воспитание гражданственности и толерантности обучающихся будет достигнуто, если будет обеспечена преемственность учебных планов и программ учебной, внеурочной деятельности и системы дополнительного образования детей на основе интеграции основного и дополнительного образования детей.

Основные задачи исследования

  1. Разработка концепции и программы воспитания гражданственности и толерантности обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования детей.
  2. Подготовка педагогического, детского и родительского коллективов к реализации концепции и программы воспитания гражданственности и толерантности обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования детей.
  3. Создание воспитательного пространства школы в условиях интеграции основного и дополнительного образования.

Имеющийся задел (выполненные НИР и проекты, опубликованные работы за последние 3 года)

- «Профессиональная компетентность руководителя как условие инновационного развития образовательного учреждения» // Образование сегодня: векторы развития. Материалы Международной заочной научно-практической конференции . Гл.ред. А.Н.Ярутова. –Чебоксары: УМЦ, 2012.

- «Воспитательный потенциал образовательного учреждения» // Формирование инновационного образовательного пространства Санкт-Петербурга / Сост. Брюховецкая В.Н., Голованов В.П., Ищук Г.Н. - М. – СПб: Издательство «Европейский Дом», 2012.

- «Социальное проектрование мини-парка “Страна сказок”» // Формирование инновационного образовательного пространства Санкт-Петербурга / Сост. Брюховецкая В.Н., Голованов В.П., Ищук Г.Н. - М. – СПб: Издательство «Европейский Дом», 2012.

- «Опыт нравственно-патриотического воспитания обучающихся» // Формирование инновационного образовательного пространства Санкт-Петербурга / Сост. Брюховецкая В.Н., Голованов В.П., Ищук Г.Н. – М. – СПб: Издательство «Европейский Дом», 2012.

- «Здоровьесберегающие технологии в действии» // Формирование инновационного образовательного пространства Санкт-Петербурга / Сост. Брюховецкая В.Н., Голованов В.П., Ищук Г.Н. – М. – СПб: Издательство «Европейский Дом», 2012.

- «Воспитание национальной и гражданской идентичности в современной школе в условиях введения ФГОС» // портал Невского района Санкт-Петербурга «2 berega.spb.ru».

- Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования // Принципы и подходы к обучению и воспитанию в условиях модернизации образования. Материалы II Международного фестиваля методических идей / под ред.М.П.Нечаева. – Чебоксары: Учебно-методический центр, 2013.

Состав участников экспериментального исследования

Педагогический коллектив школы, учащиеся 1 – 11-х классов, родители.

Материально-техническое обеспечение

Технические ресурсы школы:

- 137 компьютеров;

- 34 единицы множительной техники;

- 6 МФУ;

- 30 ноутбуков;

- 24 видеосистемы;

- 43 медиапроектора;

- 42 интерактивные доски;

- 29 аудиоцентров;

- 2 видеокамеры;

- цифровые лаборатории по химии, физике, биологии;

- 2 системы интерактивного опроса, беспроводной планшет.

Все кабинеты оборудованы компьютерами с выходом в Интернет, что позволяет вести уроки и проводить внеклассные мероприятия на современном уровне.

Школа имеет свой сайт в Интернете (http://school571spb.ru). С помощью компьютерных технологий и программ создана база данных образовательного учреждения.

С помощью копировальной техники осуществляется более качественная организация учебной деятельности за счет оснащения образовательного процесса необходимым раздаточным материалом.

Материально-техническое оснащение – одно из условий обеспечения инновационной деятельности школы, основным направлением которой стало развитие информационно-технологического пространства образовательного учреждения.

Мониторинг процесса экспериментальной работы

(система отслеживания хода экспериментальной работы)

Результативность экспериментальной работы определяется по итогам реализации каждого этапа согласно плану экспериментальной деятельности. (Приложение 4. Анализ анкеты «Я - патриот».)

Научная значимость

Создание новых организационно-педагогических условий воспитания гражданственности и толерантности школьников.

Практическая значимость

Создание рекомендаций по формированию в образовательном учреждении организационно-педагогических условий воспитания гражданственности и толерантности школьников в процессе интеграции основного и дополнительного образования.


Предложения по внедрению результатов

в массовую практику

Данный проект может быть широко тиражирован в массовой практике. (Приложение 5. Программа семинара «Воспитание национальной и гражданской идентичности в условиях интеграции основного и дополнительного образования детей и молодежи».)

Список использованной литературы

- Косов Ю.В. Современная глобалистика об угрозе смерти человечества.// «Фигуры Танатоса» философский альманах. Пятый специальный выпуск. СПб., 1995.

- Кулюткин Ю.Н. Ценностно-смысловые ориентиры современного образования: Проблемные очерки.- СПб.: СпецЛит, 2002.

Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. - М.: Устойчивый мир, 2001. (Библиотека журнала «Экология и жизнь». Серия «Устройство мира»).