Государственное бюджетное 
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №571 
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
192177, Санкт-Петербург, ул. Караваевская, д.10, корп.2, литер А
тел./факс: 707-28-08/707-34-53

Основы религиозной культуры и светской этики

Нормативно-правовая основа преподавания учебного курса ОРКСЭ

Преподавание ОРКСЭ в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях осуществляется в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации:

- Конституцией Российской Федерации,

- Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ

- Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 20 июля 2000 года № 103-ФЗ

- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, ст. 87

- Инструктивно-нормативным письмом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 августа 2012 года N08-250 «Об обучении основам религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»

С 2012-2013 учебного года преподавание комплексного учебного курса ОРКСЭ введено во всех 4-х классах государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

Знакомство в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях с основами религиозных культур и светской этики по выбору семьи школьника соответствует принципам свободы совести и вероисповедания, учета разнообразия мировоззренческих подходов в содержании образования, содействия реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений.

В соответствии с конституционными нормами о запрете установления государственной или обязательной идеологии или религии (статьи 13, 14 Конституции Российской Федерации) изучение ОРКСЭ проводится по свободному выбору родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Цель и задачи, учебно-методическое обеспечение учебного курса ОРКСЭ

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений. В рамках преподавания ОРКСЭ не предусматривается обучение религии.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);
  • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учетом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога.

Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ - культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах и свободах человека и гражданина в Российской Федерации. В контексте учебно-методического обеспечения преподавания ОРКСЭ культура понимается как духовное и материальное богатство, воплощённое в образе жизни народов России, российских религий, российского общества.

Модули учебного курса ОРКСЭ:

1. Основы мировых религиозных культур

2. Основы светской этики

3. Основы православной культуры

4. Основы исламской культуры

5. Основы буддийской культуры

6. Основы иудейской культуры

Концепция построения модулей учебного курса ОРКСЭ, комплексное освещение исторических, культурологических и нравственных аспектов каждой религии и этики базируются на принципе общеобразовательного, светского характера курса. Все модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должно обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей данного курса с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы. Несмотря на различное содержание учебного материала каждого модуля, сохранено их методологическое, структурное, методическое и дидактическое единство.

Программы модулей учебного курса ОРКСЭ дополнены сведениями по ознакомлению с другими религиозными культурами.

В результате изучения комплексного учебного курса ОРКСЭ ученик должен:

знать/понимать:

- основные понятия религиозных культур;

- историю возникновения религиозных культур;

- историю развития различных религиозных культур в истории России;

- особенности и традиции религий;

- описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

уметь:

- описывать различные явления религиозных традиций и культур;

- устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

- излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

- соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

- строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать свое мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Система оценивания планируемых результатов

Уроки по учебному курсу ОРКСЭ - уроки безотметочные (оценивание по системе «зачет-незачет»), объектом оценивания становится нравственная и культурологическая компетентность ученика, рассматриваемые как универсальная способность человека понимать значение нравственных норм, правил морали, веры и религии в жизни человека, семьи, общества, воспитание потребности к духовному развитию.

Но это не означает, что нет необходимости и возможности в контроле усвоения знаний учащимися. Для оперативного контроля знаний и умений по курсу используются:

- систематизированные упражнения,

- тестовые задания разных типов,

- использование технологии портфолио,

- создание и презентации творческих проектов.