Государственное бюджетное 
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №571 
с углубленным изучением английского языка
Невского района Санкт-Петербурга
192177, Санкт-Петербург, ул. Караваевская, д.10, корп.2, литер А
тел./факс: 707-28-08/707-34-53

Планируемые результаты начального общего образования

Планируемые результаты начального общего образования

Планируемые результаты освоения предметных программ начального общего образования являются одним из важнейших механизмов реализации требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного образовательного стандарта (Далее ФГОС НОО). Они представляют собой систему обобщенных личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию для определения и выявления всех элементов, подлежащих формированию и оценке.

Актуальность и необходимость разработки планируемых результатов обусловлена Концепцией ФГОС НОО.

Планируемые результаты отражают общую идеологию - ориентацию на результаты образования, подход к ФГОС НОО как к общественному договору, ориентацию на системно - деятельностный подход и др.

Планируемые результаты разрабатываются на основе Концепции и всех трех групп требований ФГОС НОО. Они строятся с учетом основных нормативных документов, обеспечивающих функционирование стандарта, — базисного (образовательного) учебного плана, Фундаментального ядра содержания общего образования, Программы формирования универсальных учебных действий, системы оценки и др.

Планируемые результаты уточняют и конкретизируют требования стандарта к результатам освоения основных образовательных программ для каждого учебного предмета с учетом ведущих целевых установок изучения данного предмета, а также с учетом возрастной специфики учащихся.

Основными адресатами и пользователями планируемых результатов являются:

  • лица, принимающие решения о развитии системы образования на разных ее уровнях (федеральном, региональном, муниципальном);
  • учащиеся и их родители;
  • профессиональное педагогическое сообщество.

Всем пользователям планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников. Но для авторов программ и учителей планируемые результаты должны содержать также ориентиры в объеме изучаемого учебного материала и глубине его освоения учащимися. Учителю же, кроме того, необходимы ориентиры и в способах и особенностях организации образовательного процесса, направленного на достижение требований ФГОС НОО к результатам образования. И если ожидаемые учебные достижения, в том числе указывающие на объем и глубину изучаемого материала, можно, задать на нормативном уровне, то адекватные этим ожиданиям средства их достижения (например, эффективные способы организации образовательного процесса) можно задавать только на уровне рекомендаций. Поэтому с учетом потребностей различных пользователей планируемые результаты представлены в двух формах - обобщенной и технологической.

Обобщенная форма соответствует нормативному уровню представления планируемых результатов. Технологическая форма планируемых результатов адресована преимущественно учителям, учащимся и их родителям. Эта форма содержит более детализированное описание планируемых результатов, их проекцию на разные этапы учебного процесса. С ее помощью можно соотнести итоговые и промежуточные планируемые результаты, например представив итоговые планируемые результаты в виде цепочки тематических планируемых результатов, отражающих не только логику развертывания учебного материала курса, но и логику формирования учебных действий. Поэтому технологическая форма планируемых результатов строится с опорой на представления о целесообразных способах организации совместной учебной деятельности учащихся и учителя, целесообразных формах и способах текущей и итоговой оценки, самооценки, возможности и целесообразности использования различных средств обучения.

Содержание и структура планируемых результатов определяются их основными функциями:

  • служить критериальной основой для оценки выполнения требований ФГОС НОО к результатам деятельности системы образования в целом и к результатам деятельности ее отдельных субъектов (образовательных учреждений, педагогов, обучающихся);
  • являться основой для ресурсного обеспечения и организации образовательного процесса.

В содержании планируемых результатов отражены ожидания, связанные с уровнем достижения системой образования, образовательными учреждениями, педагогами, обучающимися следующих основных результатов начального общего образования, сформулированных в требованиях стандарта:

  • формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО содержание планируемых результатов должно позволять осуществлять оценку предметных, метапредметных и личностных результатов образования в ходе разнообразных процедур: от текущей оценки учителем до различных аттестационных и неперсонифицированных (анонимных) процедур, выполняемых внешними службами.

Содержание планируемых результатов отражает конкретизированную применительно к ступени общего образования систему целей: формирование обобщенных способов действий с учебным материалом, позволяющих учащимся успешно решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. При этом выделяемый в системе планируемых результатов учебный материал в соответствии с требованиями ФГОС НОО должен иметь опорный характер, т. е. служить основой для последующего обучения.

Сформированность обобщенных способов действий наряду с овладением опорной системой знаний, умений и навыков позволяет обучающимся быть компетентными в той или иной сфере культуры, каждая из которых предполагает особые способы действий относительно специфического содержания. Система планируемых результатов по каждому предмету (или, собственно, ожидаемые учебные достижения учащихся) призвана дать представление о том, какими именно действиями (познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными), преломленными через специфику содержания данного предмета, овладеют учащиеся в ходе образовательного процесса.

Структура планируемых результатов, построенных в соответствии с Концепцией на основе системно-деятельностного подхода, должна отвечать основным положениям учения Л.С. Выготского о необходимости определения динамической картины развития на основе выделения уровня актуального развития и ближайшей перспективы развития — зоны ближайшего развития ребенка. Это означает, что в структуре планируемых результатов должны найти отражение ожидания, связанные с тем, какими учебными действиями в отношении опорной системы знаний, умений и навыков большинство учащихся овладеют на уровне:

  • актуального развития, т. е. на уровне актуальных действий, задающих границы исполнительской компетенции учащегося (иначе говоря, на уровне действий, хорошо освоенных и выполняемых практически автоматически);
  • зоны ближайшего развития, т. е. на уровне «перспективных действий», находящихся еще на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Планируемые результаты призваны сориентировать пользователя и в том, какими освоенными и/или перспективными учебными действиями, лежащими в зоне ближайшего развития, могут овладеть учащиеся в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся пропедевтическими для дальнейшего изучения данного предмета.

В обобщенной форме эти ожидаемые учебные достижения формулируются в свернутом виде и не раскрываются, а в технологической, напротив, детализируются с учетом особенностей этапов освоения учебного материала детьми данного возраста и возможностей опоры на современную материально-техническую базу и ИКТ-технологии.

Учитывая вышеназванные особенности назначения планируемых результатов, в их структуре по каждому предмету выделяются следующие уровни описания:

  • Цели-ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения данного учебного предмета. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос: «Ради чего необходимо изучать данный предмет в школе?» Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, представлены в первом, общецелевом блоке, предваряющем планируемые результаты по отдельным разделам курса. Первый блок результатов описывает основной, сущностный вклад данного предмета в развитие личности учащихся, в развитие их способностей; отражает такие общие цели образования, как формирование ценностных и мировоззренческих установок, развитие интереса, формирование определенных познавательных потребностей обучающихся. Оценка достижения этих целей ведется, как правило, в ходе неперсонифицированных (анонимных) процедур, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.
  • Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник научится» к каждому разделу примерной программы. Они ориентируют пользователя в том, какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством учащихся — как минимум, на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий с ними, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя, в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей. Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе обучения (с помощью накопительной оценки, или портфолио), так и в конце обучения. Оценка освоения опорного материала на уровне актуальных действий, задающих исполнительскую компетентность учащихся, ведется с помощью заданий базового уровня, а на уровне перспективных действий, составляющих зону ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение учащимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.
  • Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета. Планируемые результаты, описывающие эту группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы и выделяются курсивом. Такой уровень достижений могут продемонстрировать только отдельные мотивированные и способные учащиеся. В повседневной практике преподавания эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения учащимися как в силу повышенной сложности учебных действий для учащихся, так и в связи с повышенной сложностью учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения таких целей ведется преимущественно в ходе неперсонифицированных (анонимных) исследований. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля. Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных учащихся. При этом невыполнение учащимися заданий, с помощью которых ведется оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев оценку достижения планируемых результатов этой группы целесообразно проводить в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать в накопительной системе оценки (например, в форме портфолио) и учитывать при определении итоговой оценки.

Подобная структура призвана подчеркнуть тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке учащихся.

Такая модель и структура планируемых результатов соответствуют основным подходам к ФГОС НОО.

Задания базового уровня, используемые для итоговой оценки достижения планируемых результатов, и учебные ситуации, в которых учащиеся могут действовать успешно и полностью самостоятельно, соответствуют планируемым результатам, достижение которых ожидается от большинства учащихся. Они описаны во втором блоке планируемых результатов «Выпускник научится». Это такие учебные ситуации и задания, алгоритмы и способы действия в которых целенаправленно формируются и отрабатываются со всеми учащимися в ходе всего учебного процесса. Поэтому ожидается, что подавляющее большинство учащихся не будет испытывать особых затруднений при их выполнении. Такие учебные задания/ситуации в зависимости от дидактических целей педагога могут быть соотнесены с актуальными (освоенными учащимися) учебными действиями, с базовым уровнем подготовки учащихся, с уровнем обязательных требований. На каждой ступени образования успешное выполнение системы заданий базового уровня сложности по всем предметам является необходимым и достаточным основанием для констатации факта освоения выпускником образовательной программы данного уровня.

Вместе с тем поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки системы базовых заданий (и по глубине освоения, и по широте охвата), то для установления уровня освоения образовательной программы предлагаются также и учебные задания/ситуации, характеризующие повышенные по сравнению с базовым уровни достижений. Они соответствуют планируемым результатам, которые описаны как во втором («Выпускник научится»), так и в третьем («Выпускник получит возможность научиться») блоке планируемых результатов.

Это такие учебные ситуации и задания, действия в которых в ходе обучения целенаправленно формируются, однако необязательно отрабатываются со всеми учащимися. К этой категории относятся также примеры учебной деятельности, которая преимущественно может быть реализована в ходе совместной работы учащихся (как правило, групповой или парной) под руковод-ством учителя. Для большинства учащихся они характеризуют перспективные формирующиеся учебные действия, которые могут быть соотнесены также с повышенными уровнями подготовки учащихся, с уровнем дополнительных требований и т. п. Успешное выполнение такого рода учебных заданий характеризует повышенный уровень освоения программы.

Данный уровень описания планируемых результатов и соответствующие ему задания используются как при итоговой оценке для обоснования повышенных оценок, так и в неперсонифицированных (анонимных) обследованиях качества образования.

В данной книге приводятся обобщенные планируемые результаты освоения двух междисциплинарных программ: «Программы формирования универсальных учебных действий» и сквозной программы «Чтение: работа с информацией», а также обобщенные планируемые результаты освоения учебных программ по всем предметам начальной школы: «Русский язык», «Литературное чтение», «Английский язык», «Математика», «Окружающий мир», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».